пятница, 5 мая 2017 г.

Про театр (опять) и Ломоносова (внезапно)

Театр - вообще такая закрытая от посторонних глаз шкатулка - мы видим только внешнюю поверхность - спектакли, да просачиваются в наш обычный мир отголоски театральных легенд, примет и баек.

А механизм - скрыт. 

Опять же - "господа актеры" - существа особенные, инфернальные. Без собственных лиц и голосов.

Когда актера встречаешь на улице, по нему, может, и не всегда заметно, что он - актер. А на сцене и после спектакля (если сразу поймать), тогда видишь - актер...

И ощущение превращения человека в актера - неуловимо. И материя создания спектакля - недоступна. 


А мне посчастливилось сделать сразу две вещи: и увидеть то, что, обычно, от посторонних глаз скрыто - читку пьесы, и попробовать поймать тот момент, когда человек входит в роль. 

Он и впрямь - входит - есть такие роли, в которые можно войти с места - в одно движение, в один широкий шаг, и - "хлоп", (или "бац", или "вжух"), и перед нами уже кто-то такой... Еще не персонаж на сцене, но уже и не обычный человек.

Актер.

Архдрама приоткрыла немного тайные механизмы театра - пригласила посмотреть на то, как текст превращается в сцену. Читали пьесу "Последнее искушение Ломоносова".

Ощущение странное - вот вроде бы и технический процесс, а уже - маленький спектакль, раз зрители есть. И тут уже актерам с толпой не смешаться - зал разделили на тех, кто смотрит, и тех, кто играет.

В театре, знаете, удивительные помещения. Геометрия своя. Она связана с акустикой, но, зачаровывает и сама по себе. 

У нас был круг, разделенный надвое - актеры и зрители. Актеры выходили с одной половины - затемненной, и выходили на другую - ярко освещенную. 

Так виделось мне. 







Приглашает режиссер актера, дает ему роль, и вот уже на свет выходит не совсем человек, а театральная маска. 

Все - отделен теперь от других - вживается в роль.

И садятся так, что видно - вот - архангел и черт, а вот холмогорская деваха, которая через три или четыре головы отмахивается от секретаря, увивающегося за ней. 

Все. Началось.




Актеры заполнили пустые стулья, а зрители ждут. Ждут пьесы.

Пьеса хороша - она - не трактаты скучного дядечку в парике, про живого человека. 

В пьесе будет очень живой Ломоносов, настоящий-пренастоящий! 

Он будет взрывать - обещают опыты прямо на сцене, он будет басом ругаться, он будет петь со студентами, он будет с чертом разговаривать... 

Он - будет.

Ваганты будут. Будут петь - у нас удивительно поющий театр. 

Маски будут танцевать. 

Екатерина будет острить, Орлов будет обижаться. 

И будет век восемнадцатый, о котором мы ничегошеньки не знаем... А ведь - век карнавалов, пудры, тайного языка мушек и вееров же! 

Ох, что там будет - внутри все чешется от предвкушения... 

Коготок увяз - всей птичке пропасть - так? Так! Я - увязла. Теперь мне ждать.

И пусть никого не пугает фигура Ломоносова, которую нам так испортили школьной программой и памятником, вот вам старая шутка про АЛТИ и ПГУ:

- Странно, вот у вас вроде имени Ломоносова университет, а стоит только бюст, а у нас - целый памятник...
- Зато у нашего Ломоносова бюста нет... 

Будет феерично и карнавально. 

Вот тут - еще про пьесу: http://www.arhdrama.ru/news/547/ 

Тут - фото Елены Безбородовой и еще про пьесу: http://elenora05.livejournal.com/73389.html 

А тут - от Надежды Петровой: http://nadya-petrova.livejournal.com/274479.html 

Можно актеров поближе рассмотреть! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий