"Театралы" - это такая... субкультура, назовем это так.
Свойство этой субкультуры - уметь смотреть, уметь обсуждать и уметь формировать суждение внутри себя. Самостоятельное.
Я опять начала с конца.
Если начать сначала, то мы встречались еще в апреле с Анжеликой Гурской, директором Северо-Западного, филиала "Российской Газеты". Впрочем, ключевым было другое - ощущения и впечатления любителя театра.
Я бы даже сказала - профессионального любителя.
После этого разговора я и начала ходить вокруг мысли о театральной субкультуре, сужая круги и отбрасывая лишнее.
В сухом остатке - фраза, которая была сказана на этой же встрече - зрителя нужно к театру приучать.
Приучать к тому, что все его впечатления и ощущения - это ценная вещь. Так, я бы сказала. Уметь их выделять и принимать. Уметь их разворачивать.
После одного из спектаклей, я услышала, как чей-то голос сообщил: "Я, наверное, не все в спектакле понял".
Забавное ощущение, правда? Но - разве можно понять все? И разве ощущение, что от тебя что-то ускользает - не основное ощущение, которое рождает искусство?
Как у Клюева:
"Получишь то, что захочешь, но не удержишь... Это же очень точно! Все, чего ни пожелаешь, дает тебе искусство, но дает не насовсем, подержать дает - а задумаешь оставить у себя, смотришь - фюить! - улетело, исчезло, растаяло: ищи свищи!.. Вот же, только что было у тебя все - и даже такое было, о чем и мечтать нельзя! - что ж случилось? Как выпустил ты это из рук, как не заметил, что сразу все - выпустил, потерял, утратил? Поглядишь - нет ничего, и старуха сидит у разбитого корыта... Золотая рыбка искусства!"
Конечно, любое театральное действие наполнено символами, и считать их все - сложно, к тому же, дело усугубляется тем, что за каждым из нас тянется длинный-длинный хвост собственных ассоциаций и символов.
Так что "приучать" надо разворачивать этот хвост и пропускать через себя.
Не давать оценку, не пытаться быть критиком, знатоком, прозектором (хотя я сама очень люблю искать, вскрывать и вытаскивать), а исследовать себя, изменения в себе, в мире, в восприятии.
Можно выучить энциклопедию символов. Можно сделать это в рамках одного режиссера. Но - насколько это нужно, если внутри каждого есть своя такая энциклопедия?
Зритель чуток - если не заморачивать его именами, регалиями, элитностью, то он почувствует дурное и безвкусное.
А учить надо тому, что непонятное не значит - чуждое и чужое.
Учить прислушиваться к внутренним ощущениями и думать - отчего я чувствую так? Отчего мне неприятна эта сцена, отчего мне пустым и пошлым кажется этот момент?
Субкультура театралов - как раз про такое ощущение.
Про умение найти и понять собственные символы, отвечать на свои вопросы, вглядываясь в чужой, дважды, а то и трижды измененный внутренний мир: автор - (сценарист) (режиссер) (актеры) - Я.
Театр учит это "Я" в себе обнаруживать. Пусть даже через: "Я ничего не понял".
Добро пожаловать в семью. Я тоже много чего не понимаю. Но ощущаю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий