среда, 8 ноября 2017 г.

после театра всегда мысли

"Ваш выход!" - он же и вход =) Я люблю лингвистические игры, люблю людей, которые хорошо говорят.

Вообще - когда есть возможность послушать людей, которые хорошо говорят, нужно обязательно их послушать. 

Критиков, например. Когда критик разговаривает с режиссером, например, или с другим критиком, они соревнуются в остроумии и остроязычии. Никто меня не переубедит после пресс-конференции фестиваля "Ваш выход". 

Давно я не наслаждалась такой хорошей речью и тонкостью намеков. Но не решалась возразить некоторым выводам, боясь, что меня попросту разрежут надвое (шутка). 


Но критики, на то и критики, чтобы советовать. А я театр не люблю =) как все помнят.

Про северный колорит и организующее пространство.

Мне из разговора запомнилась одна фраза - про особенный колорит северного театра, который надо тянуть, а то у нас театр сильно академический. Я всегда задаюсь вопросом - про что это - про колорит и особенности театра в провинции?

Почему нельзя быть просто классическим театром? Что тянуть? Ауру Белого моря - так "Гроза" с лодками в качестве декораций - вот он - городок на Волге - или на Двине... 

Или, например, "Две дамочки", которые такие понятные, хоть и француженки, и песок - песок, который зачерпываешь горстями у реки, и который умеет показывать

Не знаю. Не вижу смысла тащить что-то еще более колоритное, еще более северное, чем есть. Хватит стены времен Ломоносова и пятилетки за три года, когда недостроенный театр был сдан. Думаю, все хватили севера в те дни. 

И запомнилось про организующее пространство - большой театр, фонтаны, какие-то то ли ампировские, то ли советско-ампировские формы - и перед нами - классический театр. 

Маленькое здание и модерн - перед нами - Молодежный театр. Особенный, для меня всегда с привкусом футуризма и Маяковского. 

Театр без дома - Архангельский театр кукол. Я туда ходила и водила туда сестру. Там чудеса. Я бы хотела туда вернуться. И сейчас хочу. А еще все куклы живые - жутко и сказочно - дыхание перехватывает. 

Жаль, что я так об этом не подумала, а только о кругах, когда нас пригласили на читку "Последнего искушения Ломоносова". 

Теперь я понимаю, откуда у меня такая тяга организовывать пространство странным образом. 

Сейчас я сделаю провинциально-лисий вид: столичным гостям всегда кажется, что в провинции должен быть особенный колорит, провинциальный, такой вот совсем местный, чтобы в него погрузиться. Не обязательно. Это для гостей - погрузиться, а мы иногда хотим выгрузиться. Мы и так уже колоритные. Но нам тоже нравится классика. И мы в нее можем. Это тоже такое пространство - в одном закутке у нас деревянные мостки, в другом - бизнес-центры. Такая уж особенность. Лесопилка, треска, взгляд в будущее и куски прошлого. Мы живем на краю мира, в странном месте без границ. Мы это ощущаем, как никто. Всю странность нашего Дома, его мифичность и мистичность. 

Зачем - фестивали? 

Фестиваль - это круто. Показать себя, послушать, что говорят, найти аргументы за и против, получить заслуженную награду, прозвучать, прозвенеть. 

Для актеров, режиссеров, критиков и других людей, которые живут в театре. 

Правда, фестиваль на сценах, с критиками, с мастер-классами про театр - это всегда немного элитное событие. В разных смыслах этого слова - его нужно подготовиться принять, выбрать время. 

Даже полтора часа камерного спектакля требуют подготовки, какую проводит дайвер перед погружением. 

В этом элитарность - не все хотят прилагать столько усилий, чтобы проходить через театр. Я не говорю - не могут, научить ходить в театр, это как научить читать книги. 

И не обязательно учить себя ходить в театр, но нужно понимать, что это искусство - уметь смотреть спектакль. Это искусство требует постижения. Как математика. 

Это умение - этот выбранный путь к осознанию себя и мира - следует уважать. Другие пути тоже. 

Фестиваль уличных театров, например - иное, народное событие, там хорошо - там атмосфера, которая тебя принимает и переделывает в зрителя сразу, хочешь ты того, или нет. Если ты оказался хотя бы на краю этого облака, оно тебя всосет. 

Правда, если ты ну совсем не готов, у тебя заболит голова и тебя может стать немного страшно. Потому что это еще из Гоголя. Это про коллективное бессознательное. Про огонь и ритм барабанов. 

Это про стихию тут от тебя ничего не зависит. Хочешь ты, или не хочешь прилагать усилия - ты попадаешь в шторм. В общее поле понимания, эмоций, узнавания. 

Так что народность народностью, а это тот же прыжок через костер - весело, но еще и древний ритуал. 

Эти два типа фестивалей - требующие прилагать усилия разума и требующие смелости для встречи со стихией - это силы, которые живут внутри одного человека. Такие силы организуют пространство человеческого внутреннего мира. 

Фестивали - чтобы менять это пространство. 

Театр даст тебе то, что не даст тебе никакой другой вид искусства. театр - реальность в реальности. Шар в шаре в шарике. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий