суббота, 10 июня 2017 г.

Пылайте, но не выходя из роли!



Все время просмотра меня не отпускала метафора "киношности" происходящего. Фильм на сцене театра.



Все-таки, театр - это пиршество для визуалов. Не только, конечно, для них одних, но для них - в первую очередь. 

Театр всегда удивляет. 

Если от фантастического фильма ты ждешь компьютерной графики, а сцену можно несколько раз переснять и дорисовать, то в театре все иначе. Приходится работать сразу, на живую нитку, а декорации создавать, снимать, рисовать, шить... 

Хотя, сейчас то же не без спецэффектов, но, все-таки, они имеют совсем другую природу.

Каждая вещь на сцене театра имеет особенное происхождение и смысл.

Это я на "Амфитриона" сходила, вот и выражаюсь витиевато. Прониклась. 

Нельзя не проникнуться, потому что такой остролирической комедии (трагикомедии на грани бурлеска и бурлеска с глубиной трагикомедии ), я не видела ни на одном киноэкране. Никогда. А уж я любила посмотреть нечто глубокое и интересное всегда.

Но сегодня - не об этом. Не о тексте. 

С одной стороны - история знакома мне по мифам и курсам разной литературы, пересказывать - скучно, с другой - визуализированная на сцене театра в декорациях и с лицами вне времени и пространства она становится совсем иной. 

Я сегодня - про декорации. 

Все время просмотра меня не отпускала метафора "киношности" происходящего. Фильм на сцене театра.



С первой секунды у меня возникло ощущение, что я где-то на маленькой киностудии, где звезда Юпитер гоняет по съемочной площадке продюссера-агента-бутафора-мутабора Меркурия. 

Только фильм Юпитеру хочется снять в предельно живых декорациях с реальными людьми, но чтобы вели они себя по сценарию, который он уже придумал. 

И все его нежелание преображаться в Амфитриона - каприз "звезды", а завершающая фраза тщательно продуманна и весь сценарий ведет именно к ней.

И Юпитер все пытается влезть на первый план, а Алкмена и Амфитрион оттесняют его, обнаруживая себя в реальной жизни, и Юпитер придумывает что-то еще, и еще, а люди все возвращаются и возвращаются к маленькому, человеческому и личному. 

К своей любви, которая оказалась еще более хрупкой, чем маленькие розовые цветы, тщательно спрятанные от посторонних (и собственных) глаз.

Ой. Обещала же про другое! Про декорации... Сентиментальная я какая. 

А декорации... Они... Вдохновляющие! 

Анатолий Шикуля, который с ними работал, объяснил потом про аполлоническое и дионисийское начала, которые составляли основной конфликт расположения вещей и фигур на сцене.

Но сперва были полусфера и аквариум для золотой рыбки - комната с прозрачными стенами и дверью прямо на сцене, заключенная между полом и полусферой как жемчужина в раковине. И в ней - кровать героини. 

И это уже - все. 

Вся метафора финала и все слова Амфитриона об Алкмене, все его чувства, только выраженные языком декораций, языком вещей

А дионисийскую часть представляли фигуры музыканты и матросы, да и Созий, я думаю - и соревноваться с ними за внимание зрителя не слишком, наверное, было просто основным действующим лицам



Было много экранов, на сцене работала камера, столько всего придумали, смонтировали и сняли специально для спектакля, что удивляешься. 

Хотя - уже не удивляешься, а с воодушевлением ждешь чего-то особенного, раз уж у нас тут на сцене боги и лирический бурлеск.

Еще с момента поразивших меня песочных картин на "Двух дамочках" я поняла, как удивительно много впитывает в себя театр. Много разных видов искусств,множество языков. 

Геометрия сцены и детали поражают. И я все удивляюсь тому, с какой точностью они подобраны, точностью количества, размера, формы и качества. 

Белые и золотые перчатки, песок и блестки, белые рубашки и водолазный шлем. 

"Амфитрион" захватывает этой детальностью. 

И лирикой. Можно даже в паре моментов всплакнуть, если настроение подобающее. Потому что про любовь после брака. 

Держится это настроение, искренность и глубина простенькой истории муж-жена-любовник - актерами - без них детали бы не работали, правда? 



Но про них можно говорить бесконечно, особенно после "Грозы", после "Грозы" я вообще считаю, что у нас самая лучшая в мире труппа вообще, а каждый отдельный актер невероятен в частности. 

Ну и в копилку наблюдений - идти на пресс-конференцию сразу после просмотра сильного спектакля - дело невозможное. Я аплодирую журналистам, которые могли задавать вопросы Владимиру Хрущёву - режиссеру сего действа.

Я помолчала, прикидывая, что из прочувствованного я могу сразу сформулировать, а чему придется мариноваться. 

Есть еще о чем поболтать, на самом деле, когда разложу по полочкам все впечатления от сезона.

Завтра - премьера "Амфитриона", пока еще театр не разбежался на летние рабочие каникулы - успевайте. Оно того стоит - то самое время, потраченное с удовольствием. 

Смотреть если:

- Хочется чего-то светлого

- Хочется, чтобы про любовь было не только до свадьбы (И жили они долго и счастливо, а потом поженились)

- Хочется чтобы жизненно

- Хочется, чтобы было чему улыбнуться

- Хочется понять, что все будет хорошо, ведь на этом построен мир

- Хочется простых и мудрых советов от Созия и не только


Смотреть потому что: 

- Волшебные декорации

- Погружение жанров друг в друга - тонкое и зачаровывающее

- Актеры как всегда хороши 

- Будет о чем помолчать 

А пока - парочка цитат, которые я подхватила на кончик языка:

А, может, главное – совсем не мозг?
И виноват другой какой-то орган?
Ведь все они так связаны друг с другом.   

Сильней разбожествиться невозможно.

Как же вы влюбились, даже не увидев дамы?

Естественно. Ведь по его понятью
Рабом любой стать может человек,
Но ниже, чем философ, пасть нельзя.

Ах, до чего противен человек,
Когда о нем мы судим без пристрастья.
Моя нога, не будучи моей,
Окажется весьма кривой ногою.



Верх мудрости – спокойствие души.

Не любят разве люди?
Любят. Редко.
Обычно это людям не под силу.

И вы к тому же не любовник ей,
А только муж, поймите, наконец.
Пылайте, но не выходя из роли

Комментариев нет:

Отправить комментарий